МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК

МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК
- группа методик, приемов и способов получения информации на изучаемое лицо (нескольких лиц), основанных на том, что в процессе своей жизнедеятельности (на работе, в быту, по местам проведения досуга и т.п.) человек в той или иной степени проявляет свои личные качества (деловые, волевые, коммуникативные, политические, эмоциональные и т.д.). Эти "проявления" личности воспринимаются сослуживцами, коллегами, знакомыми, родственниками, иным окружением и отражаются в форме определенного рода представлений, мнений о конкретном лице. Изучение этих мнений и представлений, их анализ и обобщение позволяют сделать достаточно объективные выводы о личностных характеристиках данного лица.

Сущность данного метода выражена самим его названием. Речь идет о получении из различных источников характеристик на одно и то же лицо и последующем их обобщении и анализе, на основе чего делаются выводы о личности - ее достоинствах, недостатках и т.д. Характеристики должны быть разнообразны (насколько это возможно) по охвату периодов жизни изучаемого. Они должны быть получены от лиц, знающих изучаемого с различных позиций: по совместной работе, совместному проведению досуга, совместной общественной деятельности и т.д. По своей сути М.О.Х. ориентирован на ретроспективное исследование личности - того, что уже проявилось в поведении и деятельности конкретного человека.

Ценность М.О.Х. состоит прежде всего в том, что он представляет собой одну из форм изучения личности через мнения людей, с которыми он взаимодействовал, которые были свидетелями ее поступков и действий в конкретных жизненных и производственных ситуациях. В силу этого обобщение характеристик, как метод изучения личности, предполагает сбор (в произвольной или стандартизованной форме) характеристик на изучаемого от нескольких достаточно хорошо знающих его лиц с их последующим сравнительным анализом. В качестве характеристик могут рассматриваться как устные, так и письменные сообщения (воспоминания, дневники, характеристики и т.д) источников об интересующих нас лицах, получаемых под истинным или легендированным предлогом. Важнейшим условием реализации М.О.Х. является обеспечение независимости суждений каждого источника от мнения других. В любом случае следует помнить, что не могут считаться независимыми характеристики, полученные в условиях группового обсуждения качеств изучаемого: на собрании, совещании и т.д. Независимые характеристики получаются только в индивидуальных беседах об изучаемом, в условиях индивидуального ответа на вопросы анкеты или индивидуального произвольного описания личных качеств изучаемого лица. В связи с этим информация, характеризующая конкретное лицо, может быть как качественной, так и количественной.

Важной стадией использования М.О.Х. является собственно анализ информации, полученной в процессе сбора первичных данных. Тщательность сопоставления характеристик, полученных на изучаемое лицо от различных источников, учет особенностей тех ситуаций, в которых конкретный источник наблюдал проявления личных качеств изучаемым, знание закономерностей проявления вовне различных особенностей и состояний личности - основные условия успешности М.О.Х.

Методика обобщения независимых характеристик в отечественной социальной психологии и психологии труда активно разрабатывалась и пропагандировалась К.К. Платоновым. В настоящее время существует несколько разновидностей методики обобщения независимых характеристик, отработанных с учетом нужд педагогики, спорта и производственной деятельности.

Вариантом М.О.Х. является методика экспертных оценок. При этом человек, выступающий в роли эксперта, должен хорошо знать изучаемого и давать оценку отдельным качествам изучаемого количественно в соответствии с содержащимися в анкете вопросами. Так, в методике "Поведение на работе", разработанной Г.И. Саганенко, процедура сбора информации предусматривает опрос двух-трех экспертов, хорошо знающих обследуемого и выполняющих задание независимо друг от друга. Иногда этот метод называют методом гетерооценок, т.е. оценок, поступивших извне.

Разновидностью метода экспертных оценок могут считаться социометрические опросы, определяющие отношение группы (коллектива) к одному из своих членов по указанным в анкете критериям выбора (для совместной работы, учебы и др.). Родоначальником этого направления в социальных исследованиях является Дж. Морено . Еще одной разновидностью М.О.Х. является методика ГОЛ (групповая оценка личности), которая активно используется в социально-психологических и социологических исследованиях.

Г.М. Евелькин


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК" в других словарях:

  • Метод обобщения независимых характеристик — исследования, построенные на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности; составление характеристики личности или… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • метод обобщения независимых характеристик — один из основных методов исследования военной психологии и педагогики, предполагающих получение необходимой информации путем учета мнений об исследуемой личности (коллектива) других людей (экспертов) …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Метод обобщения независимых характеристик — один из основных методов исследования психологии, предполагающий получение необходимой информации путем учета мнений об исследуемой личности (коллективе) других людей (экспертов), отбираемых по определенной процедуре …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • Метод обобщения независимых характеристик — исследования, построенные на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности; составление характеристики личностиили… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Метод обобщения независимых характеристик — исследования, построенные на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности; составление характеристики личности или… …   Педагогический словарь

  • Метод — [method; procedure] (от греческого methodos путь исследования или познания, теория, учение) совокупность приемов и операций теоретические или практические познания (освоения) реального мира (явлений, процессов, веществ и т. п.), подчинаемых… …   Энциклопедический словарь по металлургии

  • метод полярных баллов — разновидность метода обобщения независимых характеристик, заключающаяся в использовании количественных критериев оценки того или иного психического явления с помощью экспертов. При этом эксперты ставят оценки по биполярной системе (например, от… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Метод беседы — получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей; в последнем случае выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • метод беседы — один из основных методов психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае б.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Метод беседы — один из основных методов психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»